Пациентоориентированность – это основной принцип организации процесса оказания медицинской помощи, наиболее желательная модель взаимоотношений пациента и врача, при которых стороны несут равную ответственность за процесс и результат лечения.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона1, основными принципами охраны здоровья, помимо иных, является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путём (часть 1 статьи 6 Федерального закона1):

  1. соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
  2. оказания медицинской помощи пациенту с учётом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
  3. обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
  4. организации оказания медицинской помощи пациенту с учётом рационального использования его времени;
  5. установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учётом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
  6. создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учётом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Каждый пациент обладает правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи (статья 18 Федерального закона1).

Пациент имеет право на оказание медицинской помощи в гарантированном объёме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (статья 19 Федерального закона1).

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

Любой пациент обладает также правами согласно статье 19 Федерального закона1 на:

  1. выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом1;
  2. профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  3. получение консультаций врачей-специалистов;
  4. облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами;
  5. получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти;
  6. получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  7. защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  8. отказ от медицинского вмешательства;
  9. возмещение вреда, причинённого здоровью при оказании ему медицинской помощи.
  10. допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  11. допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Задача медицинской организации – способствовать созданию благоприятных условий для формирования пациентоориентированности исходя из основных принципов управления качеством.


1 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Cм. также Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья